Заметки, истории, очерки, метафизика и сказки из Т-путешествий

3. Энергия веры

Продолжение темы, начатой в предыдущих выпусках: 1 и 2.
Отправимся далее к месту, которое даст вам возможность переключиться и вернет наш ум в состояние покоя и очистит его. Таким местом являться сооружение, раскопанное в начале 2000-х годов совершенно случайно. Здесь стояли одноэтажные домики постройки послевоенного периода и когда они обветшали, решено было их разобрать до основания и расчистить территорию....

Когда домики были разобраны, оказалось что стояли они на территории, которую можно было бы назвать мусорной свалкой средневековья. Сюда сносили весь мусор с Херсонеса многие столетия.

Произошло это в силу того, что во времена Римской империи здесь находился т.н. римский (византийский) квартал. Вообще, территория Херсонеса, как и многих городов древности, состояла из кварталов, которые делились по видам деятельности и национально-религиозным приоритетам.

В один из скифских набегов на Херсонес, оборона города была прорвана вероятнее всего именно в этом месте. Сам квартал с прилегающими к нему римскими термами (банями) и древним водохранилищем так же оказался в зоне разрушений и от возникшего пожара сгорел.

Восстанавливать видимо не стали квартал, а на территорию пожарища стали сбрасывать весь мусор, какой мог быть в то время у населения Херсонеса.

3. Энергия веры

Древний бассейн для хранения воды


В общем, когда убрали строения и обнаружили, что под ними древний мусорник, решили разгрести его, то под слоем мусора обнаружили древний накопительный бассейн для питьевой воды.

Вероятнее всего, именно к нему были подведены глиняные трубы от Корсуньского источника, которые были найдены воинами князя Владимира. Перекрытие вод источника, текущих по трубам в бассейн дало возможность вынудить херсонеситов сдать свой город князю Владимиру. Не с этого ли момента его стали именовать "Ясным Солнышком", как завоевателя города Хорса-Солнца?

Князь Владимир - памятник в Москве.

Князь Владимир - памятник в Москве.


Если присмотреться к накидке княжеской, то можно увидеть символы восмиконечного равностороннего креста. Это и есть символ Христа.

Фибула накидки тоже в виде равностороннего "георгиевского" креста, что опять же являет собой символ Хорса-Солнца, но изображаемый отлично от восмиконечного креста. По сути, оба креста являют собой одно и то же, только восмиконечный - двухмерный и графический, а четрехконечный - трехмерный и объемный.

Бассейн-водохранилище являлся центральной частью большого архитектурного ансамбля, примыкавшего к оборонительной стене города. Размеры - 28 х 13,5 м, сохранившаяся высота 3,75 м. Стены резервуара, относящиеся как минимум к двум строительным периодам, сложены из тесаных известняковых блоков.

В стены водохранилища на всю высоту были вмонтированы трубы, предназначенные для сброса воды в случае переполнения цистерны. В восточном углу бассейна в стене находилось квадратное отверстие, являвшееся началом водоотводного канала. По нему вода подавалась в разветвленную городскую водопроводную сеть. Водопроводы представляли собой линии из керамических труб, а также вырубленные в скале и оштукатуренные каналы, перекрытые каменными плитами. В первой половине IX в. водохранилище было засыпано.

Откопав бассейн, удивились что его пространство являет собой энергетически чистое поле, в котором и сейчас словно плещется вода.

Даже тот факт, что он был замусорен многие столетия не повлиял на энергетику места Силы. Следует понимать, что бассейн не стали бы ставить в случайном месте и расположен он в очень активной энергетической зоне, находясь в которой словно омываешь себя с ног до головы. 

Помните, я вначале упомянул тот факт, что херсонеситы чтили "священные" колодцы. Считается, что на первом этапе существования Херсонеса, его жители использовали грунтовые воды. Во дворах жилых домов выкапывались колодцы и строились цистерны, в которые собирали дождевую воду с крыш.

Горловины

Горловины "священных колодцев" Херсонеса


И до нашего времени дошли пифосообразные колодцы-накопители, водоизмещение которых было в некоторых случаях просто огромно большим.

С давних пор они чтились как священные места, сохраняющие в себе нечто таинственное. А с тех пор, как был разрушен бассейн для питьевой воды, и воду стали почитать на вес золота.

Горловина

Горловина "зерновой ямы" в пещерном Инкерманском монастыре


Не исключено, что наполняли такие колодцы водой. И из сакральных объектов они стали бытовыми, но значимости своей не утратили.

Удивительно, как одни священные места стали замещены другими. Менялись традиции - менялась и культура, а места почитания оставались прежними.

Аэрофотосъемка Четырехапсидного храма св. Капитона на Херсонесе Таврическом

Аэрофотосъемка Четырехапсидного храма св. Капитона на Херсонесе Таврическом


Так над одним из священных колодцев, а по своему техническому назначению - емкостью-накопителем которая со временем перестала быть аккумулятором энергии, а стала резервуаром для хранения воды и прослужила до конца IV - начала V в., был построен Четырехапсидный храм. 

Схема раскопок Четырехапсидного храма (св. Капитона)

Схема раскопок Четырехапсидного храма (св. Капитона)


Особенность храмов в форме креста - это необычное расположение алтаря храма прямо по центру строения.

В данном случае, Четырехапсидный храм был построен прямо над древним техническим сооружением, которое можно было бы в нашем понимании назвать аккумуляторной батареей.

И также как почитаемый во все времена храм Святой Богоматери Влахернской на Девичьей горе, был крестообразным и с центральным размещением алтаря.

Четырехапсидный храм

Четырехапсидный храм


Храм был открыт в 1893 г. при строительстве артиллерийской батареи. В 1977- 1979 гг. доследован В.А. Кутайсовым и предположительно отождествлен им с храмом, поставленным в память о чуде святого Капитона.

Правда в описании чуда фигурирует костер, а не печь, но по древней херсонесской легенде, Капитон вошел именно в печь и это более правдоподобно, если изучить архитектуру строения данного храма, который представляет собой квадрат с четырьмя полукруглыми апсидами в углах, ориентированными по сторонам света и давшими ему условное название. 

В трех апсидах было по две двери, в западной - один широкий вход, арки апсид и пилоны поддерживали купол, а пол был покрыт мозаикой, под которой обнаружены остатки известеобжигательной печи, по времени предшествовавшей храму. 

Современное состояние Четырехапсидного храма

Современное состояние Четырехапсидного храма


Интересно, что печь расположена строго симметрично по основной оси: запад-восток; храм явно ставился с таким расчетом, чтобы она оказалась в центре под куполом, хотя это создавало определенные неудобства при строительстве.

Размещение храма вокруг печи связано с легендой, согласно которой в Херсонес в 325 г. прибыл для проповеди христианства епископ Капитон. Для доказательства веры он вошел в горящую известеобжигательную печь и вышел из нее невредимым.

В память об этом чуде в VII в. на месте печи возводится мартирий (храм-памятник), который просуществовал до Х в.

Северная апсида Четырехапсидного храма в Херсонесе

Северная апсида Четырехапсидного храма в Херсонесе


Так что если Вы меня спросите, чем характеризуется данное место, то отвечу без особой сложности: хотите познать что собой являет вера не как приверженность канонам, а как осознанное понимание своей жизни, воли и промысла Божия проявленных в ней - отправляйтесь туда и просите о даровании веры и обретении ее в себе. 

Продолжение...
Описания мест Силы в Крыму