Заметки, истории, очерки, метафизика и сказки из Т-путешествий

Дневник эмпата. Древний храм.

Случилось это в 2013 году. Илья тогда решил отойти от всех своих дел и поехать в один из малоизвестных монастырей в Крыму.

На самом деле, это даже не монастырь, а обычная община была, которая жила по монастырскому уставу при старом храме. В действительности, храм был не просто старым, а самым древним, а потому заброшенным и только сейчас появилась возможность его восстановления. Вот он и решил помочь общине в их бытовых и хозяйственных вопросах.

Пещерный монастырь Саввы Освященного в Крыму (Челтер-Мармара)

Пещерный монастырь Саввы Освященного в Крыму (Челтер-Мармара)


А началось все с того, что приехав однажды в село, где находился храм, Илья остался на ночь в одном из домиков общины при храме. Там он провел пару дней и решил, что нет смысла возвращаться даже домой. 

Однако, получилось так, что когда он принял решение остаться в общине, настоятель храма, отец Серафим решил уехать в паломническую поездку по дальним монастырям России и Белоруси, проведать своих давних знакомых да и просто побывать в святых местах.

Вот так и вышло: Илья, будучи мирянином и не имея никакого отношения к управлению общиной, остался один на один со всеми жителями общины.

Икона БМ

Икона БМ "Знамение" (Курская Коренная)


А что бы было понятно, почему на этом был сделан акцент, вспомним, что Илья - эмпат. Это тот, кто по воле Единого способен чувствовать, сопереживать и (если это угодно Богу) исправлять те нестабильные эмоциональные состояния, которые проживают люди, находящие рядом с ним и с которыми он пребывает в контакте.

А в монастырь, как вы понимаете, просто так люди не уходят. И чаще всего они уходит из мира в обитель Божью, дабы быть защищенными от себя самих Богом. Настоятель же, будучи лицом главным в общине и ее руководителем и духовным пастырем, живет единым миром с общинниками и не просто живет их жизнью, но и являет с ними одно целое.

А своими молитвами он помогает им на их Пути к Богу в обретении веры и любви.
Вот и получилось так, что отец Серафим убыв из общины на продолжительное время, оставил вместо себя Илью, который был смышлен и разумен.

Для решения всех бытовых, хозяйственных и прочих вопросов Илья должен был испрашивать благословение каждый раз у отца Серафима. Но, связь не всегда была с ним, поэтому ему было поручено на свое усмотрение хозяйственные вопросы решать самостоятельно.

Однако, за пределы подворья храма из общины выходить не велено было. И хотя подворье храма располагалось в населенном пункте, выйти можно было только лишь в случае самой крайней необходимости.

И на то были свои причины, которые нет смысла обсуждать.

Ведь сутью пребывания при храме было послушание. А именно за этим он и прибыл сюда. Работы физической хватало и даже с избытком. Были моменты, когда он роптал на то, зачем ее выполнять, но вспоминал что вместо ропота необходимо перезагрузить ум и сосредоточиться на молитве (Иисусовой или Богородичной) и как только делал это - тут же все выравнивалось и силы эмоциональные и физические восстанавливались.

Все хорошо, если бы только не приходилось ему проживать при этом разные странные эмоциональные и физические состояния. Пройти их помогала чудотворная икона БогоМатери "Знамение", находящаяся в храме.

Икона

Икона "Знамение"


Почему чудотворная, спросите вы? А как назвать образ, от которого в любое время приближения исходит удивительный запах цветов и свежести, аналога которому нет в твоей памяти?

А когда ты стоишь в метрах семи от Нее и даже на это расстояние волнами это благовоние расходится? Не чудо ли это?

А когда тебе плохо и ты уже не в силах пережить происходящее, приближаешься к ней и Она тут же успокаивает твой внутренний мир и в миг все становится ясным и понятным, вдруг все разрешается за считанные минуты - не чудо ли творится в такие мгновения?

Когда ты стоишь в храме и внутреннее его пространство словно домом твоим является, и тебе спокойно и комфортно - не чудо ли? Знаете, сколько таких мгновений пришлось пережить ему за два с половиной месяца что он провел в общине при храме пока не вернулся из поездки отец Серафим?

Множество мгновений, безчисленное множество.

Всякое было за то время - и сложности и радости, переживания и страхи, благодарственные моменты и понимание происходящего, утрата самого себя и обретение единства. Это не просто слова, это пережитое состояние от которого ты словно обретаешь новые силы и полностью обновляешься.

Но, не возможно наполнить себя новым, не очистив от старого. Вот об этом очищении и пойдет речь в этой истории...

***
Для удобства я буду приводить записи из дневника, сделанные Ильей. Может они и не будут столь интересны вам, но в нашем случае необходимы для того, что бы сопоставить всю хронологию событий.

Ведь дело было не только в том, что ему пришлось "включиться" в судьбы всех присутствующих, но и проживать свою судьбу, не разделяя ее от других. Далее повествование пойдет от первого лица, так легче будет понять, что все таки происходило и как все сложилось далее. Итак, дневник...

Пещерный Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь в Крыму

Пещерный Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь в Крыму


В храм я приехал 30 июня около 14:00 часов. Пошел по территории, осмотрел ее всю и сам себе выбрал фронт работ, на котором никто не был занят. Колья для укрепления стеблей томата валялись в стороне.

Найдя топор и собрав колья, пошел забивать их и подвязывал к ним стебли растения. И хотя уже несколько недель стояла невыносимая жара и ничто не предвещало дождя, я подумал, что следующим днем может пойти дождь и стебли растений, не подвязанные к кольям, припадут к земле и повредятся.

Вечером сидя на скамье у храма, разговаривали с отцом Серафимом. О чем говорили - уж и не припомню, но я в тот момент подумал о том, как старец Паисий Святогорец одним лишь помыслом своим дождь испросил у Бога!?

А утром я проснулся от того, что шел дождь за окном. Как это получилось - не знаю. Может я днем накануне его просто предугадал, а может таким образом проявило себя пространство древнего храма и Бог дал мне еще одно подтверждение святости этого места. Ведь все, о чем подумаешь - легко могло сбыться здесь и не всегда это влекло положительный эффект.

Например, можно было глядя на не убранные дикие камни, лежащие на подворье, подумать: отчего они здесь лежат, почему их никто не уберет? И тебя зовет эконом и говорит: пора, братец, эти камни убрать со двора. Бери-ка ты тачку да грузи в нее эти камни и вези их в конец огорода. Там сложи их и пусть ждут своего череда.

А зачем они там нужны? Ну, отвезу я эти камни, потрачу пару-тройку дней на их перетаскивание, сложу их там. И вдруг понадобятся они строителям и снова их везти обратно.

Мало ли дел нужных, которые важнее перевоза камней? Ан нет, вези ты эти камни и не перечь ни себе ни эконому. В том-то и послушание заключается, что бы выполнять то, что тебе поручено не обдумывая последствий.

А что во время послушания делается с человеком? Чаще всего - он ропщет. Расстроенный тем, что ему приходится порой выполнять безсмысленную работу, он погружается в свои мысли и переживания.

А эти мысли и образы, которые преследуют его - и есть те самые бесы, которые отвлекают его от самого важного - внутренней концентрации на молитве, на образе Божьем, который он должен хранить постоянно в самой глубине своего Сердца (читай Души).

В том-то и заключается смысл послушания, что бы не расстраиваться, т.е. из целого не становиться отдельно телом, теряя связь с душой и духом. Быть целым, триединым (тело, душа и дух как одно целое) - значит быть с Богом, а расстроиться - значит потерять целостность, утратить связь с Богом в себе. Вот для чего нужна молитва при послушании.

А чем является послушание для мирянина. Ну, с общинниками и монахами нам понятно все - они послушание несут при храме или монастыре, будучи подопечными своему духовнику - отцу Серафиму. А как же быть тем, кто в миру? Там ведь некому дать поручение тебе.

Не пойдешь же ты в храм, к батюшке и не испросишь у него благословения на то, что бы он тебе поручил выполнить твою же работу. Ты сам знаешь, что дома нужно убрать и приготовить пищу, а во дворе - навести порядок. На работе - выполнять свои служебные и должностные обязанности. Это и есть послушание мирянина.

И кто думает, что в монастыре легче - разочарую, в монастыре - намного сложнее. Но и в миру, проживая каждое мгновение своей жизни осознанно, мирянин несет послушание перед самим Богом, ибо Он проявлен по всем, что окружает человека - в его внешнем мире и во внутреннем. Бог и послушание - вещи неразрывные и неразделимые. Но, только лишь тогда они таковыми являются для нас, когда мы помним о Боге.

А где мы храним память о Нем? В своем Сердце, в самой Его глубине. Ведь наше духовное Сердце и есть сам Источник. Именно в Нем и пребывает изначально Бог. Вот и выходит, что пока вы способны быть сосредоточены на своем Сердце, помнить что Оно является безмерным вместилищем Единого - тогда и дела ваши будут спориться и идти согласно с волей Единого.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ
Истории Личное Дневник эмпата