Заметки, истории, очерки, метафизика и сказки из Т-путешествий

4. Артемида Тавропула

Продолжение темы, начатой в предыдущих выпусках: 12 и 3.
Мы идем с вами к археологическому объекту, называемому "Базилика в базилике". Только не перепутайте "Базилику с колоннами" и "Базилику в базилике".

Они обе имеют по нескольку сохранившихся вертикально стоящих колонн, но отличаются расположением и построением. Базилика с колоннами - у самого берега моря, а Базилика в базилике - в 200 метрах от нее, укрытая почти со всех сторон деревьями.

Базилика в базилике - древний храм Артемиды Тавропулы

Базилика в базилике - древний храм Артемиды Тавропулы


Вообще, если ознакомиться с официальным археологическим описанием храмового комплекса, то становится не понятным каким образом и для чего строилась большая, а внутри нее малая базилика:

"Комплекс открыт в 1889 г. раскопками К. К. Косцюшко-Валюжинича, представляет собой две разновременные трехнефные базилики: первая, большая по размерам, построена в VI веке, в Х в. разрушена; вторая, построенная в конце Х века, настолько мала, что полностью поместилась в центральном нефе предыдущей; при ее строительстве использовались мраморные архитектурные детали раннего храма".

"Алтарь" базилики из частей мраморной колонны


Можно предположить, что Малая базилика была частично выстроена из материалов Большой в следствие разрушения Большой и уменьшения количества прихожан в этот храм.

Но, давайте задумаемся, почему по сей день множество женщин интуитивно стремится попасть в это место.

Что их так сюда влечет?
Внутри храмового комплекса, в его алтарной части и по сей день стоит обломок колонны, на котором лежит капитель. Условный алтарь все еще существует и периодически на нем можно обнаружить оставленные кем-то цветы и фрукты.

Неоднократно приходилось наблюдать за тем, как гуляющие по Херсонесу женщины (а именно они чаще всего являются посетителями этого комплекса), заходили внутрь Малой базилики и осторожно, словно боясь нарушить тишину внутри себя, ступали по мраморным плитам пола, подходили к "алтарю" и прикасались к нему, словно это была не обычная колонна, а нечто живое...

Так вот, по одной из херсонесских легенд, храм Артемиды Таврополы был двухэтажным. На первом этаже стояла отнятая у тавров антропоморфная деревянная статуя таврского божества, которое греки именовали Девой.

В это помещение могли входить только служительницы храма и только по разрешению верховной жрицы. А на втором этаже комплекса была установлена обычная беломраморная статуя Артемиды Таврополы, доступ к которой был у всех горожан.

Базилика в базилике. Мозаики уже нет там.

Базилика в базилике. Мозаики уже нет там.


А теперь допустим версию археологов. Действительно, в 10 ст. н.э. могло быть крупное землетрясение. Каждое столетие в Крыму случались землетрясения, последствия которых и по сей день мы можем видеть. 

Артемида Тавропула

Артемида Тавропула


Последнее крупное землетрясение случилось в 1927 году, повлекшее множество разрушений. Если такое землетрясение было в X ст., то почему столь почитаемый храмовый комплекс, построенный еще до нашей эры, не мог быть подвергнут природному разрушению? И в целях экономии из огромного комплекса была сооружена (восстановлена) малая базилика, внутри которой и находилась та самая антропоморфная статуя таврской Дивы, столь почитаемая херсонеситами.

Статуя возможно уже и не существовала, но сохранилась память о Деве или Диве. И потому место это оставалось почитаемым многие тысячелетия спустя, остается таковым и поныне.

Афинский Парфенон тоже в свое время был посвящен Афине Палладе, а в следствии падения культа древнегреческой богини и изменения мышления человечества остался так же столь почитаемым как и прежде, но только с разницей в том, что был уже посвящен БогоМатери, Пресвятой деве Марии.

И что изменилось? Одна форма женского проявленного принципа сменилась другой, от чего лишь возникли перемены к лучшему.

На алтаре

На алтаре "Базилики в базилике"


Именно так случилось и с храмом Артемиды Таврополы. После появления христианства в Херсонесе и его распространения как государственной религии, подвластный Византии полис Херсонес просто сменил вывеску на храме.

И храм от девы Артемиды перешел в ведение девы Марии, что по своей сути ничего не изменило. Одна форма проявления женского начала сменила другую.

А люди и по сей день приходят к этому месту, входят внутрь храма без стен и молят БогоМатерь о помощи в разрешении своих задач или просто с благодарностью оставляют Ей дары.   

На алтаре

На алтаре "Базилики в базилике"


Дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-двойняшка Аполлона. Девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах, позднее также богиня Луны. Тут стоит вспомнить кстати, что Аполлона греки называли Гипорборейским и Херсонес - это его вотчина, его территория, его город.

Не зря херсонеситы на своих монетах изображали с двух сторон мужской и женский профили в башенных коронах. Вероятно, это и были профили Аполлона и Артемиды. Просто об этом также нигде и никоим образом не упоминается.

Символы Артемиды - лань и медведица. Она также получила эпитет Тривия - богиня трех дорог (ее изображение помещалось на перекрестках), толковавшийся как знак верховной власти на небе, на земле и под землей. 

Но, это все отступление и образ Артемиды и Аполлона следует рассматривать, как образ Единого, взаимодействие мужского и женского принципов в сознании самих Херсонеситов.

А пока мы отправляемся далее, к Туманному колоколу, находясь под которым можно загадать желание и через время оно обязательно исполнится...

Туманный колокол Херсонеса

Туманный колокол Херсонеса

Продолжение...
Места Силы